23 июля 2024 года в Святодуховском духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры состоялась конференция «Пополнение братства обители. От чего это зависит?» с участием монашествующих епархий, расположенных на территории СЗФО.

По благословению Преосвященнейшего епископа Гатчинского и Лужского Митрофана от Гатчинской епархии приняли участие игумен Довмонт (Беляев), схииеромонах Ианнуарий (Сабаранский) и монахиня Елисея (Саморукова).

Участники конференции молились за Божественной литургией в Свято-Троицком храме Александро-Невской лавры.

В зале, в частности, присутствовали митрополиты Новгородский и Старорусский Лев, Балтийский и Светлогорский Серафим, Архангельский и Холмогорский Корнилий. Вел конференцию наместник лавры епископ Кронштадтский Вениамин.

Во вступительном слове митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отметил, что подобные встречи стали традиционными. Монашество, с одной стороны, — оплот Церкви, с другой — удел избранных, поэтому поток желающих посвятить себя иноческому деланию в разные периоды церковной истории был неоднородным. Пополнение числа братии и сестер — тема животрепещущая, от нее зависит благополучие обители. При принятии человеком решения поступить в число братии имеет значение множество факторов. Необходимо обобщить уже имеющиеся опыт и знания, рассмотрев их в том или ином контексте.

«За минувшие десятилетия были открыты сотни монастырей как исторических, так и новых, куда пришли желающие иноческого жития, — сказал митрополит Варсонофий в своем докладе. — Сегодня активного пополнения по ряду причин нет, в том числе из-за сложной демографической ситуации в стране. По статистике, в Русской Православной Церкви количество монашествующих в целом не уменьшается, но и положительная динамика отсутствует. Что же влияет на пополнение обителей насельниками? Монашеский подвиг — это, прежде всего, жертва Богу. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Иисус Христос (Лк. 9:23). Исторически монастыри формировались двумя способами. Первый способ — вокруг подвижника. Если посмотреть на древнейшие монастыри, то у основания их мы видим таких величайших преподобных как Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный. Именно они примером своего подвижничества, жизни по заповедям Христовым привлекали людей так же идти по пути спасения, были им в этом опытными провожатыми, помогали бороться со страстями. На Руси самые густонаселенные монастыри также связаны с именами известных преподобных — Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Серафима Саровского, которые исполнили призыв апостола Павла: «…Подражайте мне, как я Христу.» (1 Кор. 4:16). Кроме Евангелия и примера древних подвижников благочестия, важно, чтобы перед человеком был и живой носитель монашеской традиции, являющий в реалиях XXI века идеал духовной жизни. Это может вдохновить юношу или девушку, помочь им выбрать нелегкий путь монашества. «Никто бы никогда не стал монахом, если бы не увидел в глазах другого монаха сияние вечной жизни», — гласит древнее благочестивое изречение. И в светской жизни, и в церковной важна личность, способная организовать и вести за собой людей. В обителях собраны люди разного уровня образования, духовности, понимания жизни, поэтому нужны талант и мудрость игумена или игумении, духовника, чтобы собрать вокруг себя братию или сестер, организовать духовную жизнь так, чтобы несмотря на искушения они смогли удержаться. Число призваний к истинному монашескому пути никогда не было большим, тем более не может оно быть таковым в наше время. Я говорю о целях, упоминаемых преподобным Иоанном Лествичником, ради которых следует принимать монашество».

«Второй способ формирования монастырей — это так называемые «ктиторские» обители, которые сначала строились, а после заселялись, — продолжил архипастырь. — Яркий пример этому — Александро-Невская лавра, созданная по указу императора Петра Великого. Ктиторские монастыри часто были малонаселенными. В них могли привозить святыни, но не было важнейшей составляющей — старца или духовника, который бы организовывал духовную жизнь. Теория монашества подробно описана в прекрасных трудах святителя Василия Великого, преподобных аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. Но опять же необходим живой пример, который будет, как претворить теорию в практику. Братия обители должна увеличиваться прежде всего за счет ищущих спасения в монашеском пути, желающих идти по нему с Божией помощью, имеющих к этому призвание и силы. Часто в монастыри приходят люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и те, кто просто хочет потрудиться в обители. Иногда приходят те, кому нравится тот или иной вид деятельности братий и сестер, будь то социальные, миссионерские, образовательные труды или собственное производство. Приходящих следует ориентировать на полное погружение в жизнь обители: ежедневную молитву и несение послушаний, но молитва должна всегда быть во главе угла. Предоставляя трудникам кров, пищу и возможность нести послушания, с самого начала нужно к ним относиться как к потенциальным насельникам. Для их духовного возрастания за ними должны быть закреплены кто-то из духовных лиц, лучше, если это будет один духовник. Нельзя, чтобы они были предоставлены сами себе. Обязательно для трудников участие в Таинствах, исполнение послушаний, чтение Священного Писания и житий святых для напитания духом веры. Хочу также упомянуть о пополнении обителей студентами духовных школ, которые могут быть братией современного монастыря. Из-за событий 1917 года мы почти полностью утеряли преемственность духовников в монастырях и традицию изучения православной веры для всех, когда больше было желающих учиться богословию и становится священниками. В некоторой степени потеря компенсируется уроками ОПК в школах. Надеемся, что изучение этого учебного модуля будет расширяться».

«Безусловно, большая часть выпускников выберет семейную жизнь, но, исходя из опыта монастырей, находящихся рядом с духовной школой, хотя бы несколько человек с курса задумаются о том, чтобы выбрать монашеский путь. Положительный опыт — это сотрудничество монастыря и семинарии, когда студенты могут регулярно приходить в обитель, молиться перед святынями, видеть, как живет братия, трудиться с насельниками. Мы знаем прекрасную практику пения мужских академических хоров в Троице-Сергиевой лавре. При таком отношении и правильно выстроенной работе будет польза и монастырю, в котором всегда найдется кому потрудиться, хотя бы и временно, и учебному процессу, потому что духовные школы призваны в первую очередь взрастить будущих пастырей Церкви, а передача опыта от монастырских духовников подрастающему поколению жизненно необходима. В завершение отмечу, что братство или сестричество монастыря в современном мире формируется и существует чудом Божиим. Если найдется несколько единомысленных людей, искренне желающих послужить Господу для своего спасения, это уже великое чудо в нашей время», — завершил доклад митрополит Варсонофий.

Был зачитан приветственный адрес от председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий в докладе отметил, что сущность иноческого делания — исполнение евангельской заповеди, и в монашеской жизни все предназначено для этого подвига. Сегодня в монастыри приходят люди, много прожившие в миру, часто с негативным опытом, и на игуменах лежит большая ответственность при принятии решения о том, кто может, а кто не может жить в монастыре. За годы государственного атеизма утрачены духовные традиции монашества, и возрождаются они не на основе живого опыта, а опираясь на книжную традицию. Святейший Патриарх Кирилл напоминал игуменам, что примером для них должен стать преподобный Сергий Радонежский. Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Главная молитва игумена — о братии. Необходимо возрождать молитвенное делание, и игумен должен стать образцом молитвы. Видя его искренние труды, люди в ответ будут возгревать сердца и стремиться к монашескому пути.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав также подчеркнул, что главное для монашествующих — пример игумена или духовника. Люди знают, что в том или ином монастыре находится мудрый настоятель или духовник, и стремятся туда. Задача монашествующих — спасение души через оставление страстей, исполнение заповедей Божиих. Монашеский призыв и практика жизни современного человека вступают в противоречие. Когда устраивались древние монастыри, было по-другому, не было такого разрыва. В наше время монастыри пополняются молитвами новомучеников и исповедников. В 1990-е годы многие приходили в обители, но мало у кого был монашеский опыт. Приходило много попавших в трудную ситуацию. Владыка Мстислав рассказал, что когда был настоятелем Коневского монастыря, в обитель часто приходили люди со сложной судьбой, но даже если не становились монахами, меняли свою жизнь к лучшему. Владыка напомнил о подвижниках Севера — преподобных Александре Свирском, Арсении Коневском, Антонии Дымском, Мартирии Зеленецком. Игумен должен подавать пример: если хочешь, чтобы братия молилась, должен сам молиться, хочешь, чтобы она трудилась, должен сам трудиться. Часто бывает, что человек прочитал ту или иную литературу и хочет, чтобы монашеская жизнь была устроена именно так, как он прочитал, а в монашеской жизни главное — послушание. Важна также молитва, не надо опускать келейное правило. Надо понимать, что пришедший в обитель человек не станет сразу монахом, к каждому нужен индивидуальный подход.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) отметила, что далеко не всегда многочисленность является свидетельством правильного устроения монашеской жизни и спасительности подвига. Пример тому — недавние события в Среднеуральском монастыре, некоторые секты тоже весьма многочисленны. Апостольская община была более чем скромной. У преподобного Сергия Радонежского было поначалу всего двенадцать учеников. Часто желание пополнить число братии объясняется заботой об облегчении послушаний монашествующих. В мужских монастырях не хватает иеромонахов, во всех обителях не хватает певчих. Думать — «ах, вот бы еще двадцать человек!» — значит смотреть на человека не как на цель, а как на средство. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что без развития общехристианских оснований в обществе невозможно развитие монастырей.

Настоятельница Екатерининского монастыря в Калининграде игумения Феодосия (Изгина) посвятила выступление, состоявшееся по видеосвязи, устроению монашеской жизни на примерах из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), приведя его соображения о духовничестве, о том, как правильно и неправильно понимать монашество.

Для желающих была проведена экскурсия по обители.

ИА «Вода живая»

От bezuglov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *